В названии неспроста отсутствует цифра "2". Arena Wars Reloaded — не сиквел, а подштукатуренный римейк Arena Wars. Перерисованная графика, кучка новых возможностей и… подозрительно знакомый геймплей. Впрочем, если вы пропустили оригинал (что более вероятно), не торопитесь радоваться — обещанная революция опять не состоялась. Нечто подобное встречалось в Warhammer 40.000: Dawn of War, The Show и других проектах, чьи создатели худо-бедно пытались расширить давно надоевшую формулу "сруби дерево, построй базу и уничтожь соседей".
Рубить и строить действительно не надо. В районе побывала бригада трудолюбивых гастарбайтеров, которые оставили после себя сверкающий сталью завод, дымящую электростанцию, исследовательский центр и незаменимый флагшток. Сюжета нет, одиночный режим предназначен для того, чтобы мы освоились с игровыми правилами и затем погрузились в пучину online-сражений. Компьютерные генералы соображают отлично. Чуть зазеваешься — и победа юрким угрем выскальзывает из рук. Жаль, что героев виртуального фронта не снабдили физиономиями и индивидуальными привычками (склонность к определенным видам войск, тактическим приемам и т.п.), но что толку вздыхать? Глупо надеяться на то, что команда, выпустившая полторы не слишком удачные поделки, внезапно прозреет и порадует нас миллионом полезных мелочей.
В ушах не успел стихнуть стартовый свист арбитра, как с конвейера спрыгнули первые танки. Производство не отнимает времени, расстояния между базами врагов смехотворно малы, а значит, совсем скоро явятся гости. Математически выверенный баланс — повод для гордости. Не важно, на кого вы поставите. Орда дешевых багги или механических пауков-ракетчиков заклюет любого. Жутковатые "Берсеркеры" и легкие шагающие роботы оградят от наглой мелюзги, но падут под натиском гусеничной кавалерии. Она, безусловно, хороша, только не всегда пригодна. Для чего нужны две мощные пушки и толстая броня, если доисторический мотор не дает угнаться за ворюгами? Планируя свои действия, необходимо тщательно взвешивать плюсы и минусы, аутсайдеров здесь не держат. Лишь артиллерия получилась жалкой: ядреные заряды напрочь теряют ценные свойства, натыкаясь на неприлично урезанную дальнобойность, да и стоимость неподъемная. Летунов нет, лодочек тоже, и я с особой нежностью вспоминаю кривоватые ножки Supreme Commander, где, тем не менее, было то, по чему истосковалась истерзанная душа стратега.
Юниты неприятно твердолобы. Когда десяток солидных дядек безуспешно поливал огнем крошечную машинку, которая стянула флаг и, повизгивая от ужаса, спешила домой, меня распирали эмоции. Причина столь бережного отношения к матчасти так и осталась загадкой, ведь в случае гибели бойца затраченные средства мгновенно возвращаются в закрома родины. На все про все — неразменная тысяча. Нанять ли свору копеечных витязей, вложиться в тяжелую технику, рассчитывая, что качество неизбежно одолеет количество, или намешать сборную солянку — выбор за вами.
Щедро разбросанные по округе бонусы должны добавить в размеренное существование щепотку перца. "Лечилка", персональное защитное поле, ускорение, улучшенное оружие — подобрав невзрачную коробочку, вы можете мановением указательного пальца превратить никчемного задохлика в могучего монстра. Эффект быстро проходит, но, как известно, в умелых руках и табуретка стреляет. Не обошлось без "классики жанра". Мины с небес, ионный бадабум, астероидный дождик, "безумство", вынуждающее солдата атаковать союзников, — мы это уже видели. Интересен разве что фокус "Covert ops" (меняет облик всех юнитов) и "Weapon block" (стреляя, пораженный недугом бедолага наносит повреждения… самому себе; очень противная/замечательная штука — в зависимости от того, с какой стороны прицела вы сидите).
Чем больше — тем веселее
Очевидно, что Arena Wars Reloaded изначально делалась с расчетом на многопользовательские бои. Консерваторы предпочтут вечные CTF и "Double domination", а молодежи с нигилистическими воззрениями наверняка понравится "Bomb run", будто прибывший из идейно близкого Unreal Tournament, и вольные ремиксы (CTF с перепутанными флагами). За исключением незначительных деталей, режимы, как и коллекция юнитов, со времен первой части не изменились. Скучно. Зато карты с односторонними телепортами, наоборот, притягивают словно магнит. Именно эта "ерунда" подарила игре толику долгожданного азарта. Сумеет храбрый бомбоносец проскочить в энергетические врата или его зарубят еще на подходах? Хватит ли сил на полномасштабную контратаку?
Увы, такое счастье — редкость. Матчи пугают изощренным занудством. Если игроки не зевают, борьба продолжается часами, и размочить счет порой не проще, чем в футболе. Приходится не только думать в стиле "камень побеждает ножницы", но и использовать чисто психологические приемы. Например, отвлечь противника, напав на электростанцию, а когда там завяжется потасовка, совершить смелую и неожиданную вылазку за флагом. Представители ЖЭКа вряд ли позволят разнести постройку по кирпичику ("не ты строил — не тебе ломать!"), однако даже короткие перебои в производстве изрядно напрягают.
Есть и более тривиальные способы ублажить Фортуну. Захватив местный аналог банка, вы заметно увеличите военный бюджет, пустив деньги на модернизацию — улучшите характеристики боевых единиц. При этом в активе всегда остается хитрая опция: накопить мешок защитных бонусов и, не обращая внимания на взрывы и возмущенные вопли своего визави, провернуть темные делишки.
Рейтинги, "лестницы" и соревнования помимо воли заставляют продлить общение с AWR. Кто не хочет быть первым парнем на деревне? В отдаленной перспективе киберспортсменов ждут чемпионаты под эгидой Electronic Sports League, сертифицировавшей игру в качестве полноценного "спортивного снаряда". Хотя людям, чувствительным к стилю письма и грамматическим ошибкам, советую обходить диавольский сайт за километр.
Ветеранов Arena Wars не удивит поддержка веб-камеры. Между прочим, шикарная идея, по непонятным причинам игнорируемая разработчиками. Мегабитные каналы наконец-то стали реальностью, и то, что вчера казалось пустой тратой трафика, потихоньку обретает смысл. А вот зачем авторы намазали картинку слоем слепящего "блума" и встроили в игровое меню любимую секретаршами Bubbles, я понять не в силах